Туристов в Москве стало больше, но доходы отелей упали

0 1

Туристов в Москве стало больше, но доходы отелей упали

Мэр Москвы Сергей Собянин сегодня сообщил об успехах туризма: в прошлом году в столице насчитали 17,9 млн туристов – на 1 млн больше, чем год назад. Налоги в бюджет выросли с 98 до 120 млрд руб., на которые, по словам мэра, можно построить 40 школ и детских садиков или закупить 2000 электробусов. Или профинансировать бесплатный проезд пенсионеров. 

Однако в туристической статистике заметны нестыковки и странности. Например, при таких успехах средняя загрузка столичных отелей выросла всего на 2% – с очень скромных 58 до 60% (в 2019 году было более 70%. – Ред.). Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг вообще упали. С 61,1 млрд в январе – сентябре 2021 года до 52,8 млрд за 9 месяцев «успешного» 2022 года (данные за 12 месяцев появятся только в апреле. – Ред.). Получается, что в разгар сезона московские гостиницы почему-то заработали на 14% меньше. Возникает вопрос: как так? Внутренний туризм растет, а его ключевые игроки не могут зарабатывать и недополучают доходы. При этом услугами гостиниц воспользовались 9,6 млн человек, это на 400 тыс. больше, чем в прошлом году. Таким образом, популярность отелей вроде бы выросла, но каждый постоялец принес меньше денег. Это странно.

Кроме того, отели явно испытывают конкуренцию со стороны серого рынка туристического жилья. Если исходить из того, что в сумме Москва приняла 17,9 млн туристов, то остальные 8,3 млн, видимо, жили на квартирах у друзей и родственников или посуточно снимали квартиры посуточно. Возможно, это так, но с чего тогда бюджет получил на 20% больше налогов, ведь его основные плательщики в туризме именно отели? Теоретически можно допустить, что приехавшие гости столицы, экономя на гостиницах, в прошлом году вдруг стали охотнее ходить в рестораны, покупать ж/д билеты, изделия из кожи и спорттовары (налоги с них тоже считаются как «туристические»). Но не исключено и другое. Похоже, что в методику подсчета турпотока где-то вкралась ошибка. За туристов, например, могли принять многочисленных «маятниковых мигрантов», которые приезжают в Москву на работу из соседних областей или гастарбайтеров из других стран, которые живут в хостелах и общежитиях. 

Снижение доходов гостиниц – это тревожный знак. В прошлом году они почти полностью лишились наиболее высокодоходного сегмента – туристов из западных стран. Заместить их внутренними турпотоками не получается, так как платежеспособность клиентов из регионов ниже. А гостей из дружественных стран приезжает очень мало.

Низкая доходность отелей приводит к тому, что собственники не могут вкладываться в персонал, своевременно проводить реновацию и вынуждены экономить на закупках. Все это сказывается на качестве услуг. Кроме того, снижается инвестиционная привлекательность отрасли – выгоднее строить не отели и другую туристическую инфраструктуру, а многоэтажки. 

Напомним, ранее мы сообщали, что подмосковный горнолыжный комплекс «Снеж.ком» будут сносить, а на его месте появятся жилые дома.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.